«Но плод благословения, - говорит М.Генри, - есть предмет радости».
Закон радости гласит: «Радость это всё то, что даётся нам бесплатно. Увы, у закона радости тут же возникает исключение, гласящее: «За удовольствие надо платить» - /Анатолий Злобин/.
Кстати, по-гречески слова «радость» и «благодать» имеют один корень: «харис» - хара характерно тем, что оно чаще всего выражает радость. Радость как одна из главных потребностей людей воздействует не только на душу и дух человека, но и оказывает влияние на его тело.
«Человек умирает, - говорит Дм. Емец, - когда в нём заканчивается радость». Есть такой стереотип, что христиане очень грустные люди, что им все нельзя, а всего хочется, что они все какие-то забитые, печальные и совсем не умеют радоваться жизни. «Часто, людей учат, - говорит Дж. Пайпер доктор богословия, - что если они
будут искать радости, то они потеряют спасение потому, что в радости нет спасение. Их так учили: «О нет, не ищи радости в жизни, самое главное, быть послушным церкви! Ищи послушания, а радость как-нибудь сама придет…». Это неправильно! Послушание без радости не может быть – это церковное рабство. Человек не может переживать радость в то время, когда он занят своей безопасностью, удовольствиями или собственными интересами».
«Начало «ложной религии» – говорит Ал. Шмеман, - неумение радоваться, вернее - отказ от радости. Между тем радость потому так абсолютно, важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться. И только по отношению к ней - правильна, подлинна, плодотворна и страх Божий, и раскаяние, и смирение. Вне этой радости они легко становятся «лукавыми», извращением на глубине самого религиозного опыта. «Говорят, все простит Бог, кроме «безрадостности», которая состоит в забвении того, что Бог сотворил мир и спас его. Радость эта - не одна из «составных частей» христианства. Это его «тональность», пронизывающая собой все - и веру, и «мироощущение».
Там, где нет радости, христианство, как и религия, становится «страхом». И потому - мучением». По-научному потеря ощущения радости от обычной жизни называется ангедония. Ведь врачи все чаще на практике употребляют термин «ангедония», который применим к пациентам, утратившим способность радоваться жизни и получать удовольствия от некогда любимой увлекательной деятельности. Термин «ангедония» (с греческого an — «без», hedone – «удовольствие») ввел французский психолог и философ Теодор-Арманд Рибо в 1896 году для обозначения симптома, сопровождающего определенные психические расстройства, в том числе депрессию.
Что такое ангедония? Если говорить просто - это отсутствие чувства радости, неспособность получать удовольствие от элементарных проявлений жизни». Если нет плодов, нет и радости – эгоизм натуральный. Этот недуг встречается во всех церквях, говорят о Спасителе Христе, а радости нет внутри: брань, зависть, недовольство. Где Христос? На словах только, а в сердце что тогда?
Для того чтобы уметь радоваться, нужно научиться открывать свое сердце. Сердце каменное не радуется. В наше время все чаще встречаются люди, на лицах которых отпечаток тревоги, постоянного страха, печаль и уныние. Это люди разного возраста и даже разного достатка: казалось бы, у людей все есть, но у них постоянные печаль, недовольство. Даже снег или солнце для них не те, что были раньше. Радость в христианстве носит не пассивный, но деятельный характер. Первичное значение старославянского и русского рад – это «готовый к благодеянию – его совершению или восприятию».
Многие ли современные христиане могут сказать о себе, что живут в радости, которой «никто не отнимет у вас» - /Ин.16.22/? Чем такая радость отличается от эмоционального комфорта. Радость - это понятие отнюдь не абстрактное, и хотя она может зависеть от разных обстоятельств жизни, но это вполне конкретная категория. И как мы можем судить из Евангелия, основание радости – Христос.
«Каждой душе человеческой свойственно стремление к радости и счастью, всякий человек ищет пути к ним. Как найти их? Да и что понимать под совершенной радостью?» Так начал предисловие к своему двухтомному труду Николай Евграфович Пестов. А эпиграфом поставил слова из Евангелия «Да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна» - /Иоан.15.11/. Так велит Господь.
Некоторые говорят, что опасно быть радостным. Они бояться быть слишком радостными. Они говорят, что лучше пребывать в глубоких тревогах и борениях, что не хорошо иметь слишком радостный дух. А что говорит Слово Божье? Если источником вашей радости является любовь Божья, то её не может быть слишком много. «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь» - /Фил.4.4/.Если Христос действительно взошёл над душой, то она будет похожа на безоблачное утро. Если, правда то, что Христос пришёл в мир, чтобы найти и спасти заблудшее, если вы видите Его свободу и ценность, то можно спрашивать: «Как вы можете не радоваться и не утешаться этим? Пусть Бог надежды наполнить вас до краёв радостью и миром в вере!»
Они были излишне сконцентрированы на своем горе и чрезмерно поглощены им: печалью исполнились сердца их. Христос уже достаточно сказал, чтобы наполнить их радостью /Иоан.15.11/, но они, взирая только на то, что было против них, и, не замечая того, что было за них, настолько преисполнились печалью, что не осталось никакого места для радости.
Задерживать свое внимание только на темной стороне облака, не размышлять ни о чем другом, кроме как об ужасных сторонах, обращать глухое ухо к голосу радости и веселия является обычной ошибкой и неразумием меланхоличных христиан. Ничто другое не является большим препятствием для нашей радости в Боге, чем любовь к миру и мирская печаль как следствие ее.
Верующие радуются или печалятся в зависимости от того, видят или не видят они Христа, имеют или нет знаки Его присутствия с ними. «Сердечная радость постоянна, а не мгновенна; она является тайной радостью, в которую не вмешается чужой; она сладостна, наполняет доброго человека чувством глубокого удовлетворения; она устойчива, ее нелегко нарушить. Ученикам Христа следует сердечно радоваться Его возвращениям, радоваться искренно и сильно» - /М.Генри/.
Радость в христианстве носит не пассивный, но деятельный характер. Первичное значение старославянского и русского рад – это «готовый к благодеянию – его совершению или восприятию». В современном русском языке понятие радость противопоставляется понятию удовольствие по признакам «духовное» – «телесное». Радость – это чувство, живущее в душе человека. Удовольствие воспринимается в первую очередь как «радость тела». Иоанн Златоуст говорит: «Хотя все люди стремятся к радости, однако мало кто из них по-настоящему знает, что такое радость, где путеводная звезда, указывающая путь к ней, по какой дороге следует идти, чтобы достигнуть ее».
«Преследование цели или стремление достигнуть чего либо не имеет никакого отношения к умению радоваться жизни. Богатство и слава также не приносят радости. Радость живёт в уме человека и его душе, и мы надеемся, что там вы её и отыщете». «Когда радость возникает на уровне ума, а не сенсорных стимулов, глубокое чувство удовлетворения остаётся с вами гораздо дольше. Бывает, даже круглосуточно! Именно поэтому всегда говорите: уделяйте больше внимания радости и познанию ума. Это и есть истинные чувства. Когда вы радостны на уровне ума, физическая боль уходит на второй план. Но если вы не испытываете радости и Христа на уровне ума, если в вас слишком много беспокойства, страха, от ментального неудобства не избавят даже физический комфорт и чувственные удовольствия».
«Но удивительнее всего то, что именно сопереживание помогает нам в первую очередь залечить свои раны. Получается своего рода круг добра, где все извлекают пользу. Чем больше мы сопереживаем, тем больше радости испытываем; а чем больше в нас радости, тем больше возможностей ею поделиться. Наша цель не только в том, чтобы взращивать радость в себе, но, как поэтично выразился архиепископ, «в том, чтобы стать источником радости, оазисом спокойствия, безмятежным водоемом, из которого могут черпать все вокруг». Радость заразительна. Как и любовь, и сострадание, и щедрость. Итак, быть радостным не значит быть обязательно весельчаком! Речь о более сострадательном, активном и духовном состоянии ума, не вовлеченного в себя, а обращенного к миру» -/Далай лама/
Павел указывает на то, что радость является неотъемлемой частью Духа /Гал.5.22/. Радость может быть также в страданиях и в слабости, когда целью страдания является искупление, а слабость для того, чтобы быть в полной зависимости от Бога.
«Мы призваны к радости. Каким бы тяжелым ни был христианский путь, продвижение по нему и конечная цель его радость. Всегда приятно делать то, что правильно - всегда радуется. Как радостный воин Христов. Безрадостный христианин противоречит самому своему названию, и ничто не повредило так сильно христианству, как черная одежда и длинные, постные лица. Правда, что христианин грешник, но он искупленный грешник и в этом его радость. Как может человек не быть довольным, идя дорогой жизни с Иисусом Христом?» - /Баркли/
В Послании к Филиппийцам изложены радости христианской жизни. Христианская радость - это реальность. Именно с радостью молится Павел за своих друзей. И называют Посланием Радости. Суть всего письма состоит в следующем: «я всё делаю с радостью, а радуетесь ли вы?»
«Всегда во всякой молитве за всех вас, принося с радостью молитву мою» - /Фил. 1.4/. Существует радость в христианских молитвах, радость в том, чтобы приносить тех, кого мы любим, в присутствие Божье. Есть радость в том, что проповедуется Христос. Когда человек наслаждается прекрасным благословением, наверняка его первым желанием будет делиться. Есть радость в том, когда думаешь, что Евангелие проповедуется по всему миру, чтобы ещё, и ещё, и ещё люди приходили к любви Христа. «И я, верно, знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере» - /Фил. 1.25/.
Есть радость в вере. Если христианство не делает человека радостным, оно не делает его никем вообще. Есть определённый вид христианства, который производит эффект свечения. Как говорил псалмопевец: «Они смотрели на него и были полны света». Когда Моисей спустился с вершины горы, его лицо сияло. Христианство - это вера радостного сердца с сияющим лицом. «То дополните мою радость: имейте одни мысли; имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» - /Фил. 2.2/.
Есть радость в том, когда видишь христиан в общении. Ни для кого нет мира и радости там, где разрушены человеческие взаимоотношения и царит вражда. Нет милее зрелища и большей радости, чем семья, связанная любовью друг к другу. Нет более приятного зрелища и большей радости, чем видеть Церковь, члены которой являются одним целым друг с другом, потому что они - одно целое со своим Господом в радости.
«Но если и соделываюсь жертвою за жертву и служение вере вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидевши его снова, возрадовались, и я был менее печален. Примите же его в Господе с радостью, и таких имейте в уважении» - /Фил. 2.17.28-29/.
Есть радость в новостях о близких нам людях, и радость в христианском гостеприимстве. Жизнь полна разлук, и для нас всегда радость, когда приходят новости от любимых нам людей, с которыми мы на время расстались. Есть дома закрытых дверей, и есть дома открытых дверей. Закрытая дверь - это дверь эгоизма; открытая дверь - это дверь христианского гостеприимства и христианской любви. Прекрасно иметь дверь, о которой странник и человек в беде знают, что она никогда не будет закрыта для них.
«Итак, братья мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные» - /Фил. 4.1/. Есть радость о тех, кто во Христе. Есть радость о том человеке, который привел ко Христу одну душу. Мы уже увидели, что быть во Христе, жить в Его присутствии - это быть птицей в воздухе, рыбой в воде, и корнями дерева в почве. Для человеческой природы характерно радоваться, когда мы находимся с человеком, которого мы любим; а тем более с Христом, который любит нас, и ни время, ни вечность не смогут разлучить нас с Ним. Филиппийцы - это радость и венец Павла, потому что посредством него они пришли к Иисусу Христу. Радостью для родителя, учителя, проповедника является привести кого-то, к любви Иисуса Христа. Человек, который наслаждается большими привилегиями, не успокоится, пока не поделится этим со своей семьей и друзьями. Потому что христианский евангелизм - это не обязанность. Это радость.
Верующий во Христа человек по определению есть существо радующееся. Первая в мире проповедь о родившемся Спасителе, услышанная людьми из уст Ангела, имела в себе обещание радости: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» /Лк.2.10/. «Радуйтесь!» – повелел воскресший Христос при первом явлении мироносицам /Мат.28.9/. «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь»,– заповедует апостол Павел /Флп.4.4/. Христос вечен, и радость о Нем непреходяща. Христианину не радоваться жизни просто мимо цели, ведь он соединен с источником вечной радости, и само переживание христианской веры без радости невозможно.
Иначе говоря, простые радости жизни доступны каждому, однако не каждый видит их или не хочет видеть. Однако именно эти маленькие радости желают жизнь человека живой, насыщенной, полной оптимизма и простого счастья.
О чем же радость христианина? Прежде всего, о любви. Мы Христиане! Но вот что интересно: мы называем себя чадами Божиими, а радости у нас нет. Нет даже той мнимой радости, какой радуются неверующие люди. «О да, мы будем в цепях, и не будет воли, но тогда, в великом горе нашем, - говорит Ф.Достоевский, - мы вновь воскреснем в радость, без которой человеку жить невозможно, а Богу быть, ибо Бог дает радость, это его привилегия, великая».
«Сами же, пребыв с Богом до смерти и получив полную радость спасения» - /3Мак.7.14/. И в радости будете почерпать воду из источников спасения» - /Ис.12.3/.
Радость была печатью евангельской христианской общины, радость и благодарность, ликование о том, что «Бог так возлюбил мир, что не только создал этот мир, но послал в этот мир Сына Своего Единородного – не судить, а спасти мир! Мы спасены, мир спасен любовью Божией в радости».
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. Роберт Мюррей Макчейн 1813г.- 1843 Шотландия.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Иллюзия благополучия - Сергей Пушкар Статья впервые была опубликована 27 июля 2013 года на сайте «Для тебя». 6 июля 2015 года статья была удалена по невыясненным причинам. Публикую для восстановления статей.
Феноменология смеха - 2 - Михаил Пушкарский Надеюсь, что удалось достичь четкости формулировок, психологической ясности и содержательности.
В комментарии хотелось бы поделиться мыслью, которая пришла автору вдогонку, как бонус за энтузиазм.
\\\"Относительно «интеллектуального» юмора, чудачество может быть смешным лишь через инстинкт и эмоцию игрового поведения.
Но… поскольку в человеческом обществе игровое поведение – это признак цивилизации и культуры, это нормальный и необходимый жизненный (психический) тонус человека, то здесь очень важно отметить, что «игра» (эмоция игрового поведения) всегда обуславливает юмористическое восприятие, каким бы интеллектуальным и тонким оно не было. Разве что, чувство (и сам инстинкт игрового поведения) здесь находится под управлением разума, но при любой возможности явить шутку, игровое поведение растормаживается и наполняет чувство настолько, насколько юмористическая ситуация это позволяет. И это одна из главных причин, без которой объяснение юмористического феномена будет по праву оставлять ощущение неполноты.
Более того, можно добавить, что присущее «вольное чудачество» примитивного игрового поведения здесь «интеллектуализируется» в гротескную импровизацию, но также, в адекватном отношении «игры» и «разума». Например, герой одного фильма возвратился с войны и встретился с товарищем. Они, радуясь друг другу, беседуют и шутят.
– Джек! - спрашивает товарищ – ты где потерял ногу?
- Да вот – тот отвечает – утром проснулся, а её уже нет.
В данном диалоге нет умного, тонкого или искрометного юмора. Но он здесь и не обязателен. Здесь атмосфера радости встречи, где главным является духовное переживание и побочно ненавязчивое игровое поведение. А также, нежелание отвечать на данный вопрос культурно парирует его в юморе. И то, что может восприниматься нелепо и абсурдно при серьёзном отношении, будет адекватно (и даже интересно) при игровом (гротеск - это интеллектуальное чудачество)\\\".